Межрегиональная ассоциация курьерских служб поможет бизнесу справиться с кадровым кризисом. Ассоциация намерена взаимодействовать с профильными ведомствами, предоставляя консолидированную позицию бизнеса по важным вопросам работы с персоналом.
27.12.2021
Логистическая отрасль в
России столкнулась с кадровым кризисом. Пандемия заставила ее участников
активно развивать онлайн-бизнес, что требует расширения штата при нехватке
ресурсов на рынке труда. Кроме того, старые методы найма больше не работают.
Помогать компаниям расти в новых условиях должна отдельная рабочая группа, созданная
на базе Межрегиональной ассоциации курьерских служб (МАКС). Соответствующее
решение было принято на заседании при Торгово-промышленной палате РФ в середине
декабря.
Заседание
рабочей группы Торгово-промышленной палаты РФ по развитию экспресс-логистики
состоялось 14 декабря и собрало более 70
участников. Темой встречи стало состояние рынка
труда в отрасли: представители бизнеса обсудили текущий кадровый кризис и
способы борьбы с ним. В
дискуссии приняли участие рекрутинговые сервисы, hh.ru, «Работа.ру» и Kelly Services, компании DPD, «МастерДеливери», «СберМаркет», DostavkaGuru
и другие организации, включая «Национальный совет такси». Кроме того, на заседании
присутствовали представители центрального
аппарата ГУ по вопросам миграции МВД России
и отдельной комиссии по вопросам трудовой миграции Совета ТПП РФ по внешнеэкономической
деятельности.
Как отметили
участники встречи, пандемия и вызванный ей резкий рост онлайн-торговли
отразился на рынке логистических услуг. Цифровизация и внедрение новых сервисов
привели к тому, что компании начали активно пополнять штат. Однако сотрудников
катастрофически не хватает.
По данным Центра
занятости населения Москвы, сейчас количество вакансий, размещенных на рынке,
превышает число кандидатов в 32 раза. В
hh.ru, со
своей стороны, заявили, что 2021 год заканчивается с цифрами, «которые раньше было сложно даже
представить».
Прирост по вакансиям составил 67%, в то время как активность соискателей
увеличилась только на 12%. Как подчеркнула глава департамента аналитических
бизнес-решений компании Наталья Данина, ситуация на рынке труда сложилась
критическая. К ней привели, в первую очередь, отток мигрантов, уехавших в
пандемию на родину, и рост смертности населения, в том числе из-за COVID-19.
Наконец, сказалась демографическая яма,
которую в 2021 году рынок почувствовал максимально остро: людей в возрасте
20-24 лет сейчас только 7 млн — а это
минимум за последние 11 лет. Именно поэтому Данина уверена: «делать ставку на молодых сейчас
неправильно и слишком дорого».
Однако в сервисе
«Работа.ру» считают, что проблема рынка труда
не столько в нехватке молодежи, сколько в нецелевом обращении кандидатов. «В логистику сейчас приходится брать
не тех, кто хочет работать, а тех, кто идет в нее либо от безысходности, либо
для подработки. В первую очередь, это менеджеры среднего бизнеса, у которых
сейчас нет работы»,
— говорит заместитель генерального
директора Александр Ветерков. Наконец, еще одна сложность для отрасли в том,
как «закрываются» вакансии. В «Работа.ру» подсчитали, что за пандемию
затраты на то, чтобы отобрать кандидата и нанять его выросли на 30%. Например, для найма на работу одного водителя нужно
отсеять 130 человек, а если это менеджер по продажам, то придется рассмотреть
по холодной базе кандидатов тысячу человек.
«Подбор
как раньше не работает, необходимо практически все процессы – начиная от
описания вакансии до онбординга, удержания сотрудников – пересматривать. И то,
что еще прекрасно работало даже год назад, совершенно перестало работать сейчас», —
заявила на встрече территориальный директор Kelly Services Виктория
Музычкина. Участники заседания сошлись в том, что для выхода из кадрового
кризиса отрасли экспресс-доставки нужно заново наладить два процесса:
трудоустройства персонала и его поиска.
Прежде всего,
Музычкина рекомендует компаниям изменить подход к найму. Если раньше компании
устанавливали определенные требования — возраст,
обучаемость, карьерные амбиции — и отказывали соискателю исходя из них, то
теперь эти критерии нужно пересматривать в пользу обучения сотрудников. Кроме
того, бизнесу нужно «ускоряться» — переходить на
экспресс-рекрутмент. Как отмечает эксперт, если раньше процесс найма мог
занимать до двух недель, то сейчас работодатели не могут себе этого позволить. «Надо сокращать, уплотнять и даже
проводить какие-то этапы параллельно»,
— говорит
Музычкина. Это позволит увеличить количество трудоустроенных и не потерять тех,
кого компания точно готова брать на работу.
Еще один способ
расширить базу кандидатов — не ограничивать их поиск географическим фактором.
Так, все больше крупных логистических компаний в Москве и Санкт-Петербурге
готовы перевозить сотрудников из других регионов или стран СНГ, предлагая им
необходимые условия (проживание, питание и рыночную зарплату). К тому же
интерес кандидатов к такому
формату снова вырос — люди готовы
переезжать ради работы. Как заявил Павел Глухов, GR-директор «СберМаркета»,
создание соответствующей инфраструктуры поможет привлечь как кадры из внешней
миграции — из стран Евразийского
экономического сообщества, так и из внутренних ресурсов — из других российских
регионов. Таким образом, компании, например, смогут закрыть позиции в рамках
линейного персонала в сфере доставки — сфере,
где сейчас самая высокая конкуренция за сотрудников.
При поиске таких
сотрудников можно также задействовать дополнительные ресурсы — помимо джоб-бордов стоит пользоваться услугами
фриланс-рекрутеров на местах. Как отмечают в «Работа.ру»,
такой инструмент дешевле и зачастую эффективнее при поиске персонала в
регионах.По итогам
встречи было принято решение, что площадкой, где участники логистической
отрасли смогут системно решать проблемы, связанные с кадровым кризисом, станет
МАКС. Организация планирует собрать в рамках специальной рабочей группы всех,
кто сможет предоставить актуальную аналитику рынка труда, помочь бизнесу с
наймом сотрудников и с их оформлением, в том числе с соблюдением миграционного
законодательства. В состав рабочей группы войдут как компании, оказывающие
услуги доставки, так и лидеры HR-рынка наравне с джоб-бордами и представителями комиссии
по трудовой миграции Совета
ТПП РФ. «Наша задача — собрать лучшие
практики и кейсы от участников рынка, чтобы они могли не только восполнить
нехватку кадров, но и не испытывать
трудностей с их оформлением», — говорит президент
Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков.
Важно
не только найти сотрудников, но и удержать их в компании. В МАКС надеются
собрать лучшие практики в этой области как от HR-профессионалов, так и от логистических
компаний, что, в свою очередь, поможет всем участникам рынка. Помимо этого,
ассоциация намерена взаимодействовать с профильными ведомствами, предоставляя
консолидированную позицию бизнеса по важным вопросам работы с персоналом.
В СМИ:
- https://logistics.ru/rabota-i-karera-v-logistike-transportirovka/mezhregionalnaya-associaciya-kurerskikh-sluzhb-pomozhet
- https://ecomhub.ru/personnel-hunger-in-courier-delivery-through-the-eyes-of-the-interregional-association-of-courier-services/
- https://logist.ru/news/mezhregionalnaya-associaciya-kurerskih-sluzhb-pomozhet-biznesu-spravitsya-s-kadrovym-krizisom
- http://www.logistika-prim.ru/press-releases/mezhregionalnaya-associaciya-kurerskih-sluzhb-pomozhet-biznesu-spravitsya-s-kadrovym
- https://www.advis.ru/php/view_news.php?id=657db128-da8a-044b-93ba-6c17bebc0b0f
- https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/mezhregionalnaya-assotsiatsiya-kurerskikh-sluzhb-pomozhet-biznesu-spravitsya-s-kadrovym-krizisom/